Обзор проекта ОСБУ «Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности отдельных некредитных финансовых организаций»

Коноплева Анна - Методолог
       
         Переход на ОСБУ и ЕПС влечет за собой и пересмотр порядка формирования отчетных форм, это обусловлено различиями в порядке оценки активов и обязательств, и соответственно, с изменениями в порядке группировки. Банком России разработан Проект положения “Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности отдельных некредитных финансовых организаций”, который содержит отчетные формы и порядок их составления.
         Проект положения состоит из основной части и приложений. В основной части проекта положения изложены основные принципы составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, определен состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. В приложениях приведены формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, примечания к бухгалтерской (финансовой) отчетности, представленные таблицами, порядок составления указанных таблиц и пояснений. В приложениях содержатся таблицы группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии со статьями бухгалтерского баланса, счетов бухгалтерского учета и символов отчета о финансовых результатах в соответствии со статьями отчета о финансовых результатах, а также таблицы группировки для подготовки примечаний к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
 Проектом для коммерческих и некоммерческих НФО предусмотрены разные комплекты отчетных форм, в комплект форм бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих некредитных финансовых организаций наряду с бухгалтерским балансом, отчетом о финансовых результатах, отчетом об изменениях собственного капитала и отчетом о потоках денежных средств входит отчет о целевом использовании средств.
НФО составляет годовую бухгалтерскую отчетность за период с 01 января по 31 декабря. По всем суммам, отраженным в бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период, некредитная финансовая организация должна представить сопоставимую сравнительную информацию за предыдущий отчетный период.
Проектом положения предусмотрено, что НФО вправе включить в состав приложений к бухгалтерской (финансовой) отчетности дополнительную сопутствующую информацию, не предусмотренную Проектом положения, если она считает эту информацию необходимой для понимания пользователями воздействия конкретных операций, других событий и условий на финансовое положение и финансовые результаты некредитной финансовой организации.
НФО включает в состав приложений к бухгалтерской (финансовой) отчетности дополнительную сопутствующую информацию, если раскрытие такой информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрено законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными документами Банка России.
Кроме того, в Проекте положения указано, что для любой информации, представленной в примечаниях, а не только в балансе или ОПУ, на отчетную дату или за отчетный период, должна быть представлена сравнительная информация на конец предыдущего отчетного года или за сопоставимый период предыдущего отчетного года. При этом, при составлении отчетности за полугодие и девять месяцев НФО должны раскрывать помимо показателей за отчетный период и показателей за прошлый год показатели за последний квартал отчетного периода и за последний квартал соответствующего отчетного периода прошлого года.
Также, важно обратить внимание, что согласно Проекта положения, в случае необходимости отражения влияния ретроспективного пересчета на начало предшествующего периода некредитная финансовая организация включает в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности дополнительный бухгалтерский баланс по состоянию на начало и конец предшествующего периода с учетом ретроспективного пересчета.
Необходимость ретроспективного пересчета может быть вызвана, например, выявлением НФО в отчетном финансовом году ошибки, оказывающей влияние на показатели предыдущего отчетного года. 
Проект положения имеет очень подробное описание статей отчетов и их взаимосвязь со всеми счетами ЕПС - для каждого элемента форм подробно прописан порядок включения счетов ЕПС. При этом, порядок формирования показателей по самим счетам ЕПС достаточно подробно прописан в соответствующих ОСБУ.
Вместе с тем, учитывая тот факт, что до вступления в силу ОСБУ и ЕПС, бухгалтерская отчетность формировалась по правилам РСБУ, и лишь для отдельных участников рынка- дополнительно по правилам МСФО, при подготовке отчетности у бухгалтеров возникают вопросы, каким образом рассчитать сопоставимые остатки по требованиям ОСБУ. Например, в части операций по размещению банковских вкладов, выдаче займов и т.п.
До перехода на ОСБУ учет операций по привлечению и выдаче займов, ценных бумаг, долей участия и т.д. регулировался одним ПБУ 19/02. Все эти активы подпадали под общее определение - финансовые вложения, ПБУ 19/02 объединял порядок признания всех указанных активов и устанавливал общие критерии признания.
С внедрением ЕПС учет всех указанных активов определен разными ОСБУ, имеющих одно общее требование- провести классификацию своих активов и обязательств в соответствии с требованиями МСФО 39 “Финансовые инструменты: признание и оценка”, или в случае досрочного применения - в соответствии с требованиями   МСФО 9 “Финансовые инструменты”, на оцениваемые:
по амортизированной стоимости;
по справедливой стоимости через прочий совокупный доход;
по справедливой стоимости через прибыль и убыток.